Рассказываем о пастели
Привет, дорогие любители пастели!
Если вы читаете этот текст, то, скорее всего, на своем творческом пути вы обратили внимание на такой художественный материал как пастель.
Несмотря на огромное количество информации об этом инструменте, мне часто поступают вопросы о выборе материала, о «стартовом» наборе, хранении и пр. Сегодня я расскажу о сухой пастели и отвечу на некоторые из частых вопросов.
⠀
Начнем с выбора пастели
Существует великое множество фирм сухой пастели, у каждой из них есть свои плюсы и минусы, которые зависят от предпочтений художника. И, да, это вам предстоит понять самостоятельно, когда попробуете разные варианты. Наиболее распространённые фирмы: Rembrandt, Shminchke, Unison, Mount Vision, Terry Ludvig, Great American, Blue Earth, Sennelier, Jacksons Art.
⠀
Делится сухая пастель на твердую, мягкую и экстра-мягкую. Каждый вид подходит под свои определенные цели и задачи, но если вы новичок в этой технике, то рекомендую выбрать мягкую (soft pastels). Для начала работы с пастелью подойдет относительно недорогой набор REMBRANDT из 90 цветов (а лучше половинок). А для завершающих акцентов в работе я бы посоветовала докупить поштучно более мягкие мелки (например, UNISON или SCHMINCKE).
В моем комплекте сейчас почти все фирмы: Unison, Schmincke, Sennelier, Mount Vision, Jacksons Art.⠀
Отдельные мелки лучше выбрать самых светлых и самых темных оттенков, так как в готовых наборах их, как правило, нет. В процессе работы вы поймете, какую гамму используете больше всего, какие мелки расходуются первыми.
В моем случае это все серые оттенки, припыленная и, конечно же, голубая гамма, так как я рисую очень много моря!
⠀
Средняя стоимость мелков примерно 3,5€-4€, но учитывайте, что хватает их очень и очень надолго, так что, вложения эти разовые!
Бумага
Бумаги для пастели не так много, а уж хорошей - и того меньше, поэтому, советую не терять время на поиски, а остановить свой выбор на бумаге:
- Canson mi-teintes - обычная бумага с возможностью рисовать на обеих сторонах, гладкой и фактурной (сотовидная)
- Canson mi-teintes touch - бумага с абразивным напылением. По ощущениям похожа на наждачку.
Кстати, о наждачке! Это тоже прекрасный и дешевый вид бумаги для пастели, которую можно купить в строительном магазине (зернистость 800 или 1000) и не жалеть испорченных листов. Она продается 2-х цветов: антрацит и бордо, формат - почти А4.⠀
Также к абразивным бумагам относят Uart, Pastelmat и Sennelier a la Card. Последняя мне очень полюбилась, но на ней рекомендую рисовать уже тем, у кого есть опыт и не жалко мелков: из-за своей грубой абразивной фактуры она очень сильно расходует пастель.
В продаже есть как готовые склейки и скетчбуки, так и возможность покупать поштучно листы 50х65 см и вырезать себе необходимый формат. И да, запомните: мы не рисуем на БЕЛОЙ БУМАГЕ! Всегда используем тонированную. Самые ходовые цвета для бумаги - все оттенки серых тонов: от теплых до холодных.
Мой совет: если вы стремитесь к реализму в пастели, то выбирайте нейтральные оттенки. Если же вам ближе декоративность и вы любитель контрастов, то хорошо подойдут бордовые, темно-синие и черные бумаги.
Еще один вариант: тонировать бумагу самому с помощью красок на водной основе: акварель или гуашь. Но тонировать можно только плотную бумагу, либо картон. Обычный пастельный лист не выдержит мокрого покрытия.
⠀
Грунты для пастели
Если вы в душе экспериментатор и любите создавать разные эффекты сами, то для покрытия обычного картона можно использовать грунт для пастели Shminchke (516 прозрачный), тем самым создать абразивное покрытие и добавить фактуры в ваш будущий шедевр.
⠀
Карандаши
Если мы с вами не гиперреалисты, то карандаши необходимы для предварительного рисунка/скетча, а так же для уточнения деталей в конце работы.Карандаши - пастельные, и, как вы уже поняли, их существует великое множество. Например: Derwent, Carand'Ache, Koh-i-nor, Cretacolor.
Я пользуюсь самыми нейтральными цветами: сепия, жженая умбра, сиена + черный и белый.
И желательно, чтобы черный и белый карандаши были не пастельными, а угольными - они еще мягче и лучше подходят для финальных штрихов.
⠀
Дополнительные материалы для работы с пастелью, это:
-
- скотч, чтобы приклеить лист бумаги к планшету, или можно использовать канцелярские прищепки.
-
- клячка (мягкая стерка, которая не оставляет эти жуткие катышки на бумаге и не портит верхний слой бумаги)
-
- салфетки. Влажные и сухие, чтобы наши ручки были чистые.
Хранить пастель удобней всего в ящиках для пастели. Они, как правило, разделены на секции и проложены поролоном, так как пастель очень хрупкий материал. Мне нравится комплектовать мелки по цветам: желтые отдельно, красные отдельно и тд..⠀
⠀
Хранение готовых работ
Для хранения готовых работ требуется не меньше заботы и деликатности, чем для самих мелков.
Пастель все-таки сыпучий материал, поэтому один из частых вопросов - про закрепители.
Так вот: сейчас пастель очень хорошего качества, поэтому фиксативы не нужны, все что нужно - останется, все что лишнее - осыпется. Плюс ко всему этому, фиксатив существенно меняет цвет пастели, он ее затемняет, и приходится опять работать светлыми мелками поверх фиксатива.
⠀
По окончанию, оформите работу в паспарту и поместите в раму под стекло! Это самый лучший вариант хранения и сохранности пастелей. Но, если нет возможности сразу оформить, то аккуратно проложите работу калькой или бумагой, чтобы не смазать результат ваших трудов!
⠀
Надеюсь, вы узнали для себя что-то новое и полезное, и теперь точно начнете рисовать пастелью!
Полезные ссылки:
Раздел КАРАНДАШИ & ПАСТЕЛЬ
Автор статьи - художник, преподаватель Яковлева Наталия
Аккаунт в Инстаграм https://www.instagram.com/nataljajakovleva/